Записаться на бесплатные семинары:

по телефону: (347) 246-55-55

через сайт: форма записи на семинар

Проблемы функционирования ГИС ЖКХ. Мнения, решения проблемы.

Одно из писем от управляющей компании:

" С 1 июля 2017 г. управляющие организации на территории всей Российской Федерации, в том числе Центрального федерального округа (за исключением города Москвы) обязаны разместить в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства (далее – ГИС ЖКХ, Система) значительный перечень информации, а при не размещении к ним будут применены административные и финансовые санкции, вплоть до лишения лицензии на право осуществления деятельности по управлению многоквартирными домами.

Сроки размещения информации в Системе неоднократно переносились в связи с ее неготовностью к эксплуатации. К сожалению, и на настоящий момент техническое состояние ГИС ЖКХ не обеспечивает возможность полноценной работы с Системой и размещения в ней данных.

В Системе отмечается колоссальное количество технических сбоев, ошибок, недоработок, низкая скорость работы, отдельный функционал бывает неработоспособным целыми неделями.
При этом служба технической поддержки не может устранить такие сбои и лишь сообщает, что они будут устранены в очередной версии Системы. Например, сейчас говорят о выходе версии 12.0,  которая будет введена в начале августа 2017 г.- после наступления срока размещения полного объема информации.
Технические ограничения и проблемы препятствуют нормальной загрузке информации в Систему. Например,  невозможно одномоментно размещать протоколы общих собраний собственников помещений, т.к. даже при объеме одного такого файла всего в 1,5 Гб, для целей размещения его требуется разбивать на 30 частей. При этом такое размещение документа по частям приводит к потерям информации при передаче, которые возможно устранить только путем личного обращения в службу технической поддержки.
Кроме того, разработчик продолжает активно изменять (дорабатывать) Систему. Только за 10 месяцев после ввода Системы в промышленную эксплуатацию (с 01.07.2016) вышло более 11 обновлений Системы. При этом при введении каждого нового обновления многие интеграционные наработки поставщиков информации подлежали практически полной модификации, что также многократно увеличивает нагрузку на организации ЖКХ и их расходы на взаимодействие с Системой.

Отдельной проблемой является наличие в Системе дублирующей, противоречащей друг другу и недостоверной информации, т.к. одни и те же данные загружаются из разных источников, а их сопоставление и проверку оператор Системы не осуществляет.
Указанная проблема носит системный характер и вызвана тем, что обязанность размещения информации в Системе у организаций ЖКХ наступила раньше, чем в нее были загружены и проверены все необходимые данные от органов власти, в том числе, об объектах жилого фонда.
В результате, организации ЖКХ для загрузки своих данных были обязаны сначала в ручном режиме выявлять объекты жилого фонда, у которых в Системе отсутствуют коды ФИАС (адреса), а затем по таким объектам регистрировать в Системе временные коды ФИАС.
В итоге, такая организация работы привела к многочисленным дублированием, расхождениям и противоречиям информации, размещенной в Системе.
Однако вместо того, чтобы устранять такие противоречия, Оператор Системы просто аннулировал и удалил часть информации об объектах жилого фонда (их временные адреса). В результате, компании вынуждены повторно проводить те же самые работы, что многократно увеличивает их трудозатраты и расходы.

Сложности с размещением информации также обусловлены значительным количеством информации, подлежащей размещению в Системе.
Информация, которую должны размещать организации, управляющие многоквартирными домами (управляющие организации, ТСЖ, ЖСК), составляет более 750 позиций, что в разы превышает сведения, предоставляемые во все контролирующие органы в совокупности.
При этом целесообразность размещения большинства из указанных видов информации представляется не ясной (например, материал дверей, отделочных покрытий, окон, расходы на служебные командировки и т.п.).
Необходимость ежемесячного размещения и актуализации такого значительного количества информации приводит к многократному увеличению отчетности организаций ЖКХ, что вступает в противоречие с курсом государства на улучшение деловой среды, в том числе путем сокращения отчетности и дублирующих контрольно-надзорных функций.

Ненадлежащее техническое состояние Системы и неоправданно большой перечень подлежащих размещению данных увеличивает расходы организаций на взаимодействие с Системой и, соответственно, приводит к росту стоимости жилищно-коммунальных услуг для граждан.
При этом, зачастую, расходы на взаимодействие с ГИС ЖКХ не учитываются в полном объеме собственниками помещений при установлении размера платы за содержание жилых помещений. 
В результате, организации ЖКХ для обеспечения работы с Системой вынуждены сокращать свои расходы на проведение других и, при этом, более важных мероприятий, таких как проведение ремонтов объектов жилого фонда и инженерной инфраструктуры многоквартирных домов.

Особую обеспокоенность вызывает попытка реализации в ГИС ЖКХ несвойственного ей платежного функционала и связанные с этим риски расхождения платежных документов, предоставляемых гражданам, с платежными документами, формируемыми Системой.
Для реализации платежного функционала организации обязаны ежемесячно размещать в Системе информацию о начислениях, оплатах, задолженности по жилищно-коммунальным услугам в отношении всех потребителей. Данная информация составляет наибольшую часть сведений, подлежащих размещению в Системе на периодической основе (ежемесячно). 
При этом за неразмещение такой информации о состоянии денежных расчетов установлена беспрецедентная ответственность в виде права потребителей не оплачивать фактически оказанные им жилищно-коммунальные услуги. Таким образом, независимо от причин отсутствия информации в Системе (в т.ч. из-за технических сбоев, ошибок и недоработок самой ГИС ЖКХ) у поставщиков жилищно-коммунальных услуг сразу образуется дебиторская задолженность в размере суммы неразмещенных начислений. 
Более того, формирование платежных документов реализовано в ГИС ЖКХ с нарушением требований законодательства. Например, за расчетный период отражается только информация о начислениях текущего месяца без указания задолженности или переплат за предыдущие месяцы, не учитываются начисленные неустойки и т.д. Такие нарушения также приведут к расхождениям платежных документов, предоставляемых гражданам организациями ЖКХ и самой Системой.
Нарушения при формировании Системой платежных документов создают предпосылки для многочисленных претензий граждан по вопросам корректности начислений за жилищно-коммунальные услуги, неустоек, невозможности оформления льгот и субсидий по оплате жилищно-коммунальных услуг.
При этом, в соответствии с договорами с ресурсоснабжающими организациями организации, осуществляющие управление МКД обязаны оплатить поставленные ресурсы. При сегодняшнем сложном финансовом состоянии управляющих организаций, такой подход приведет к массовому банкротству управляющих организаций.

Также необходимо отметить серьезные административные риски, возникающие у организаций ЖКХ при взаимодействии с Системой.
За каждое нарушение порядка размещения информации в Системе для управляющих компаний, ТСЖ, ЖСК предусмотрен административный штраф в размере 200 000 руб. (ст. 13.19.2 Кодекса РФ об административных правонарушениях). Ежемесячная сумма таких административных штрафов за нарушения порядка размещения информации в отношении 1 многоквартирного дома (около 135 квартир (лицевых счетов)), может составить 27 млн. руб. в месяц.
Кроме того, органы государственного жилищного надзора уже с 1 июля 2017 г. будут вправе выдать управляющим организациям предписание о необходимости размещения информации в Системе и при его неисполнении наложить административный штраф до 300 тыс. рублей за каждое нарушение (ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных нарушениях).
При этом, если управляющая организация более 2 раз привлекается в административной ответственности за неисполнение таких предписаний о размещении информации в системе в отношении конкретного МКД, она сначала лишается права осуществлять деятельность по управлению данным конкретным МКД (сведения о нем исключаются из реестра лицензий), а впоследствии может быть и полностью лишена лицензии на осуществление деятельности по управлению МКД (ч.5 ст. 198, ч.ч.1-2 ст.199 Жилищного кодекса).
Применение таких административных штрафов, а также возможность выдачи предписаний о необходимости размещения информации в фактически неработоспособной Системе способно в ограниченный срок привести к банкротству или лишению лицензии любую управляющую организацию.
При этом, возбуждение таких административных производств будет, в первую очередь, использоваться недобросовестными лицами для передела рынка управления многоквартирными домами и предоставления коммунальных услуг, что также не способствует стабильности в этой сфере.

На основании изложенного, полагаем, что запуск Системы в ее существующем техническом состоянии, а также с расчетным и платежным функционалом повлечет катастрофические финансовые, административные и социальные последствия для отрасли ЖКХ.
Для предотвращения указанных негативных последствий просим рассмотреть вопрос о внесении изменений в законодательство, предусматривающих сокращение состава размещаемых в Системе сведений, исключение платежного функционала и возможности не оплачивать жилищно-коммунальные услуги при отсутствии сведений в Системе, а также уменьшение размера административных штрафов.
Также просим рассмотреть вопрос о переносе сроков размещения информации в Системе на 1 января 2019 г. в целях доработки разработчиком технического функционала Системы и его качественной проверки в отдельных пилотных регионах.

"

Документы, письма:

Ответ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства от 29.05.2017 года

Поручение Д.Н. Козака Министерству строительства и жилищно-коммунального хозяйства

Проект доклада Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российскому союзу промышленников и предпринимателей

Письмо Государственного Комитета РБ по Жилищному и Строительному надзору Главам администраций

Ответ Министерства Связи и Массовых коммуникаций - Д.Н.Козаку